Влияние Естественного Планирования Семьи на различные сферы жизни семьи


Проф. Дорота Корнас Бела

Влияние Естественного Планирования Семьи на различные сферы жизни семьи

В  современном  мире  распространяется  деятельность всевозможных экологических групп, призывающих к «естественной жизни» — натуральные продукты, природные лекарственные средства и методы лечения, одежда из натуральных тканей, охрана животного и растительного мира и окружающей среды от негативных последствий индустриализации и урбанизации.

Одним из таких направлений, сводящим к минимуму вред некоторых воздействий современной цивилизации на человека, является обоснование использования Естественного Планирования Семьи (ЕПС), при котором исключаются любые медицинские техники и препараты, вторгающиеся в естественные процессы, связанные с беременностью, родами, грудным вскармливанием.

При этом следует подчеркнуть такой тревожный факт — много говорят о различных правах человека, касающихся, например, его частной собственности, личной свободы, и так мало о том, что человек может планировать свою семью на основе своих нормальных физиологических возможностей. Государство обязано создать условия, чтобы люди, которые не могут получить этих знаний в своей семье, могли получить их и у высококвалифицированных специалистов. Это тоже является неотъемлемым правом человека.

Сегодня насущной потребностью является выделение средств на исследования, поиск и обоснование методов Естественного Планирования Семьи (ЕПС), которые (см. Рапорт Международных программ исследования репродуктивной функции человека, 1982):

—  не вторгаются в естественное функционирование организма мужчины или женщины и не изменяют естественных физиологических процессов, а опираются на них и являются безопасными для физического и психического здоровья;

—  эффективны и в случаях, когда беременность откладывается и когда она желательна;

—  не вызывают угрызений совести, согласуются с личной системой ценностей и моральных норм;

—  доступны для всех, независимо от уровня системы здравоохранения, являются простыми в употреблении, возможны для использования людьми с разным уровнем образования и в различных жизненных ситуациях;

—  бесплатны, а потому доступны для людей с различным уровнем дохода (экономического статуса);

—  удовлетворяют такие психофизиологические потребности супружеской пары, как: интимность, личностная тайна, взаимная тактичность, собственность, ощущение контроля над собственным телом, эстетичность;

—  позволяют женщине понимать функционирование собственного тела и замечать признаки неблагополучия и болезненных изменений в области детородных органов;

—  способствуют разговорам, совместному принятию решений супружеской парой об их интимных отношениях и тем самым укрепляют супружескую связь и обеспечивают женщине партнерское положение в супружестве;

—  дают возможность понять основы функционирования детородных органов и принятия решения, связанного с продолжением рода.

Все эти требования обеспечиваются при использовании естественных методов регулирования зачатий. Искусственные противозачаточные средства не позволяют реализовать этих возможностей.

Использование естественных методов связано с выбором определенного стиля жизни и отношения к ней, отношения к супругу и ребенку. Вот почему положительные эффекты применения естественного планирования семьи так разнообразны и касаются многих сфер жизни.

1. СФЕРА СУПРУЖЕСКИХ ОТНОШЕНИЙ

Использование методов ЕПС обеспечивает объединение детородной сферы с целостной психофизиологической структурой человека.

Супружеские отношения не являются исключительно областью получения удовольствия, а является способом ощутить себя целостной человеческой сущностью, неотъемлемой частью которой является плодность. ЕПС требует исключения безусловнорефлекторных реакций, перемещает центр управления от спинного мозга на уровень коры головного мозга, направляя сексуальный динамизм к его человеческому, управляемому корой головного мозга проявлению, и внося тем самым гармонию между супружеской близостью и репродуктивной функцией;

—  ЕПС не отделяет супружеские отношения от репродуктивной функции, более того, не отделяет связанные с ним переживания от его основополагающей сущности, которой является потенциальная плодность;

—  ЕПС позволяет целостно воспринимать другого человека, который в основе своей потенциально плодный. Женщина воспринимается и ценится «целостно», а не при условии, что она неплодная;

—  Временное воздержание усиливает привлекательность интимной жизни и защищает от скуки, монотонности, пресыщения, рутины. Напротив — дает возможность каждый месяц переживать ощущения, связанные с ожиданием «медового месяца»;

—  супружеская близость входит в естественное русло, становится прекрасной и эстетичной, без искусственных барьеров, часто осложняющих спонтанность переживания;

—  временное воздержание усиливает качество чувственных переживаний, когда внимание концентрируется не на увеличении количества и интенсивности контактов, а на углублении связи между супругами и укреплением единства;

—  супружеский акт является потенциально родительским, когда основывается не на исключении плодности, а на знании ее и управлении собой в соответствии с этим знанием;

Ориентация на ребенка, даже если его зачатие откладывается на более позднее время, или следующие дети уже не планируются, освобождает родителей от страха перед незапланированным зачатием. Супружество с такой ориентацией становится радостным и спокойным, в нем отсутствует напряжение и страх.

—  Супружеские встречи при ЕПС приобретают партнерский характер с взаимным выражением чувств, без разрушающего напряжения.

2. СФЕРА СУПРУЖЕСКОЙ СВЯЗИ

Естественное Планирование Семьи требует активного взаимодействия между супругами и одновременно усиливает связь между ними. Объединяющая роль ЕПС проявляется в нескольких аспектах:

— Практика ЕПС ориентирована на союз двух людей, а не на одного из партнеров. Совместные наблюдения, например, за температурой, записи и интерпретация результатов, совместное принятие вешений относительно супружеских встреч и зачатия ребенка дает ощущение равноправия и партнерства, устраняет чувство вынужденной обязанности и терпеливой уступчивости, так часто возникающее, особенно у женщин, при супружеской близости с использованием контрацепции.

— ЕПС создает атмосферу взаимного уважения — муж знает о переменах, происходящих в организме женщины и считается с ними, проявляя заботу о ее здоровье и самочувствии, жена тоже признательна мужу за его сдержанность и власть над сексуальным влечением, за то, что он с ней считается и относится как к личности, а не как к предмету для удовлетворения чувственных потребностей, готовому к тому моменту, как только эти потребности возникают.

— Практика ЕПС со временем создает стиль открытой и искренней коммуникации в сфене сексуальной жизни, взаимопонимания и взаимопомощи в трудных ситуациях, например в период вынужденного воздержания, углубляет чувственный диалог, способствует развитию дружеских связей между супругами, их духовному единству.

— Временное воздержание способствует развитию разнообразных способов проявления чувств  между супругами. Проявить свою сердечную привязанность к супругу можно по-разному. Это могут быть ласки, поцелуи, объятия. Можно помочь друг другу в выполнении обязанностей, поддержать или выручить в трудной ситуации, сделать просто что-нибудь приятное и неожиданное, например, маленький памятный подарок. Часто супруги возвращаются к таким диалогам любви, какие у них были во время первых свиданий — совместные прогулки или маленькие путешествия, ухаживания, комплименты.

— Супруги, которые придерживаются практики временных воздержаний в обычных условиях, лучше подготовлены к переживанию таких ситуаций, как беременность, роды, болезнь, длительная разлука, которые требуют длительной сдержанности и взаимного уважения.

— Интересные результаты социологических исследований обнаруживаются при ЕПС — супруги, практикующие временное воздержание реже разводятся. По данным проф. Ретцера, сведи супружеских пар, практикующих ЕПС, только 1.5% разводов, в то время как в крупных городах Европы разводится каждая третья пара.

Поль Маркс — основатель и многолетний редактор журнала «International Review of Nftural Family Planning» пишет: «Могу утверждать, что на протяжении 30 лет не припомню ни одного развода среди пар, которые знали и использовали методы Естественного Планирования семьи.»(Wojcik 1990,s.71)

Жизнь в согласии с естественным ритмом плодности способствует углублению супружеской любви и вместе с этим приводит к согласию и гармонии в семейной жизни.

3.СФЕРА РАЗВИТИЯ ЛИЧНОСТИ

Анализируя критерии зрелости личности, можно утверждать, что ЕПС  стимулирует личностное развитие. (М.Jasinski,1993).

-Эмоционально зрелая личность в состоянии взять ответственность за себя и другого человека, за последствия совместных действий. ЕПС требует принятия устойчивой, постоянно обновляющейся ответственности за последствия близких отношений.

— Зрелая личность способна анализировать свое психическое и физическое состояние, она склонна к самообразованию и самоконтролю. Способна относиться с уважением к себе и к своему организму. Использование ЕПС требует ежедневного проявления этих качеств, что способствует их совершенствованию.

— Психически зрелая личность способна владеть инстинктивными побуждениями, управлять влечениями, отсрочить успокоение потребностей или отказаться от них во имя высших ценностей. ЕПС требует, чтобы оба партнера развивали в себе способность владеть собой, приспосабливаясь к потребностям партнера. Самоуправление в  сфере интимных отношений — шанс личностного развития.

— Зрелая личность спокойно воспринимает трудности в жизни, которые являются для нее стимуляторами развития и внутреннего совершенствования, а не поражением. Зрелые люди имеют нормальное отношение к жизни, к необходимой сдержанности. Для них ЕПС — это возможность динамического развития личности, творческой любви по отношению к другому.

— Зрелая личность может жить в согласии со своей совестью. Зрелость ее выражается в непрерывной работе над собой, в реализации ее талантов, в осознании моральных ценностей. ЕПС дает зрелому человеку возможность использовать осознание себя мужчиной или женщиной для работы над собой, реализации религиозно-моральных установок. Жизнь в стиле ЕПС — это жизнь в согласии с требованиями физиологии, природы, экологии.

— Этически выдержанное регулирование зачатий способствует развитию религиозно-моральной жизни семьи. Привносит покой совести и дает возможность полностью сознательного и плодотворного участия в Святых Таинствах Церкви. У людей, использующих ЕПС наблюдается развитие религиозных практик и углубление внутренней жизни.

— Зрелая личность охотно сотрудничает с другими, считается с их потребностями, объективно и уважительно трактует других людей, их личное достоинство. Упорядоченная практика ЕПС является основой взаимодействия между супругами и взаимного видения потребностей другого, которая представляет собой истинную ценность для семьи.

— Среди личностных качеств, которые способствуют эффективному использованию ЕПС  и одновременно совершенствуются благодаря использованию ЕПС, можно подчеркнуть: систематичность, обязательность, тщательность, последовательность, сила воли, решительность, альтруизм.

— Родители, знающие экологические методы передачи жизни, обычно хорошо мотивированы к тому, чтобы поделиться своими знаниями с другими супружескими парами. Для них характерна открытость и искренность в контактах с другими людьми, желание рассказать о своем опыте в этой области и помочь особенно тем, которые готовятся к жизни в супружестве (Kwapisz, Murawski, s.35-45).

4.СФЕРА РОДИТЕЛЬСТВА

Использование ЕПС влечет за собой много положительных результатов в семейной жизни, в отношении родителей к продолжению рода

— Стиль жизни в согласии с ЕПС имеет определенные преимущества для будущего ребенка, приходящего в лоно матери, как в первую экологическую среду человека, которая является здоровой, не нарушенной искусственной интервенцией в ее функционирование.

Качество жизни, о котором сейчас так много говорят, начинается для ребенка еще в пренатальной, внутриутробной стадии. ЕПС обеспечивает оптимальное качество жизни ребенка от момента зачатия, и даже подготовку к этому моменту, чтобы ребенок был приглашен с радостью и лоно матери было бы для него ДОМОМ в лучшем смысле этого слова (D.Kornas-Biela, 1992). Таким образом, возможно, тщательно подготовиться к зачатию — по возможности вылечить болезни, избегать негативных факторов, способствующих нанесению вреда детородным клеткам и развитию ребенка, заботиться об атмосфере, окружающей ребенка от зачатия. Начало бытия ребенка является результатом решения двух близких ему людей, а не неожиданностью для них (D.Boleslawska 1993). Родители могут узнать о факте существования ребенка сами, наблюдая за характерными признаками. Первый диагноз о зачатии ребенка ставят родители, а не врач. Открытие факта зачатия ребенка переживается в интимной обстановке, так как является таким же интимным событием, как и близость, которая привела к этому событию. Если ребенок зачат без использования ЕПС, тогда признание его родителями наступит позже, если не возникнет агрессии против ребенка. Так называемая незапланированная беременность не всегда означает нежелательного ребенка и поиска выхода из ситуации посредством аборта. Для некоторых родителей важно бывает запланировать с высокой вероятностью пол будущего ребенка (например, в связи с наследственными болезнями, связанными с полом).

— Использование этих методов ведет к позитивным изменениям в родительских функциях. Ребенок находит собственное место в иерархии ценностей — занимает высший уровень иерархии среди всех достояний семьи.

ЕПС имеет также преимущества для других детей, живущих в семье. Родители, использующие ЕПС, проявляют меньше нервозности, больше внутреннего покоя, меньше страдают от бремени своих семейных обязанностей. Родительская роль воспринимается с большой радостью, что, безусловно, влияет на отношение к детям и атмосферу в доме. Исследование разницы в родительских отношениях женщин, пользующихся ЕПС и контрацепцией, проведенные Плятом (1979), показали худшее отношение к ребенку (по 9-ти аспектам), относительное снижение семейных ролевых функций (по 4-м аспектам), также амбивалентных (двойственных, неоднозначных) родительских отношений в группе женщин, использующих контрацепцию по сравнению с женщинами, использующими ЕПС

Родители становятся для ребенка образцом самообладания в сексуальной сфере. Родители, не владеющие собой, не имеющие внутренней дисциплины, требующие немедленного награждения за свои усилия и предпочитающие собственные потребности потребностям других людей, не могут дать детям собственных примеров, располагающих их к сексуальной сдержанности.

Требование от молодых, чтобы они отложили сексуальную инициацию на более поздние сроки, в ситуации, когда они замечают, что родители не в состоянии сами осуществлять самоконтроль в сфере интимных отношений, является ханжеством. Родители сами должны дать молодежи пример способности владеть чувственными влечениями и желаниями, чтобы потом иметь право требовать этого от своих взрослеющих детей.

Негативная позиция родителей по отношению к неврожденному ребенку — важный элемент в формировании такой же позиции у подрастающих или уже взрослых детей относительно ценности, которую представляет продолжение рода в жизни человека. Особенное значение в формировании отношения к Естественному Планированию Семьи имеет отношение к нему матери. Модель заботливой, нежной любви родителей, их образ жизни, в котором есть место для самопожертвования в пользу другого человека является лучшим капиталом в воспитании ребенка.

Способность к зрелой любви он внесет как приданое в свое супружество, благодаря чему сможет стать счастливым.

Обсуждение закрыто.